На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Redactor

По следам национального романтизма...

…прошлись сотрудники издательского дома «Коло» апрельскими выходными.

 

Офрмление портала в доме страховой компании «Похьола»

 

Дом Тальберга на Сатамакату, 7

 

Висавуори. Дом-мастерская скульптора Э. Викстрёма

 

«Черный дом» в усадьбе Виттреск. Вид с северо-запада

 

Виттреск. Малая гостиная

Поездка была организована Институтом Петербурга. Основным экскурсоводом на маршруте был Владимир Григорьевич Лисовский, доктор искусствоведения, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры И. Е. Репина (Санкт-Петербургской академии художеств), автор книг по истории архитектуры, по совместительству — преподаватель Университета Петербурга. Известный специалист по «северному» модерну, Владимир Григорьевич начал экскурсию с основ: общих принципов проектирования, стилей и методов в архитектуре и их взаимовлияний.

Первым пунктом нашего путешествия стал приграничный Выборг, где, как известно, сохранилось немало зданий, выполненных в стиле северного модерна. Мы увидели:

  • здание компании «Хакман и К°» (Подгорная ул., 14; 1908–1909; Аксель Гюльден и Уно Ульберг);
  • городской рынок, который стал отражением рационалистических тенденций модерна — балочные перекрытия, внутренние конструкции находят отражение на фасаде;
  • Красную площадь, окруженную своеобразными постройками северного модерна.

С домов на нас смотрели медведи и белки, а порталы зданий удивляли своей мощью и в то же время необыкновенным изяществом.

Но всё это стало лишь прелюдией к истинному погружению в эпоху национального романтизма. Хельсинки и его окружение — вот настоящий праздник для любителей этой вариации модерна. Суровая северная природа, сосны и скалы, эпос «Калевала», средневековые крепости и замки — всё то, что по праву является гордостью финского народа, нашло отражение в постройках рубежа XIX–XX веков.

Встретила нас не очень радостная северная погода, которая во второй день путешествия обернулась мокрым снегом и порывистым балтийским ветром. Однако именно она напомнила нам тему поездки — национальный романтизм. Северный модерн оказался поистине северным.

В Гельсингфорсе строили выдающиеся представители этого стиля — Ларс Сонк (1870–1956), Элиэль Сааринен (1873–1950), Герман Гезеллиус (1874–1916), Армас Линдгрен (1874–1929), Селим А. Линдквист (1867–1939) и другие. Их фантазия и мастерство не могут не восхищать.

В Хельсинки мы посмотрели наиболее характерные постройки «северного» модерна:

  • Церковь Каллио (Ларс Сонк, 1912) — Итяйнен Папинкату, 2;
  • Больница в квартале Эйра (1905) — Ланвуринкату, 27–29, и церковь Агриколы (1935) — Техтаанкату, 23 (обе постройки — Ларс Сонк);
  • Центральный вокзал (Э. Сааринен, 1904–1909–1914) — Вилхонкату, 13;
  • Здание компании «Похьола» (Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен, 1899–1901) — Алексантеринкату, 44;
  • Национальный театр (Онни Тёрнквист (Тарьянне), 1899–1902) — Вилхонкату, 11;
  • Здание телефонной компании (Ларс Сонк, 1905) — Коркеавуоренкату, 35;
  • Здание биржи (Ларс Сонк, 1910–1911) — Фабианинкату, 14;
  • Универмаг «Лундквист» (Селим А. Линдквист, план — Элиа Хейкель; 1898–1900) — Алексантеринкату, 13.
  • Целые кварталы доходных домов и вилл рубежа XIX–XX веков сохранились на полуострове Катаянокка. Среди них:
  • «Аеолус» (Селим А. Линдквист, 1902–1903) — Сатамакату, 5 — Круунувуоренкату, 1 — Луотсикату, 2;
  • Дом Тальберга (Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен, 1897–1898) — Сатамакату, 7;
  • «Олофсборг» (Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен, 1903) — Кауппиаанкату, 7;
  • «Норма» (архитектурное бюро фон Эссена, Каллио и Икяляйнена, 1903–1904) — Луотсикату, 10;
  • Доходный дом «Велламо» (1904) — Вюёкату, 9.

Также мы совершили короткие прогулки еще по двум городам Финляндии — Тампере и Лахти, где есть немало интересных построек северного модерна. Важнейшими из них являются две церкви, построенные Ларсом Сонком: знаменитый собор в Тампере и менее известный, но очень своеобразный собор в Лахти.

Особое воплощение национальный романтизм получил в строительстве вилл и загородных домов, а также домов–мастерских художников, музыкантов и архитекторов. Мы посетили три важнейших.

Первое — дом–мастерская скульптора Эмиля Викстрёма, который оформлял фасады многих построек в Гельсингфорсе, в том числе он – автор знаменитых парных скульптур на здании хельсинкского вокзала.

Второе — усадьба «Витторп», построенная Гезеллиусом, Линдгреном и Саариненом в 1901–1904 годах для Роберта Эмиля Вестерлунда.

Наконец, удивительное место — дом–студия «Виттреск», построенный «гельсингфорсским трио» к 1903 году. Каждый из архитекторов проектировал на территории усадьбы собственный дом: Линдгрен — северное крыло главного здания, Сааринен — южное (именно в этой части сейчас находится музей), а Гезеллиус разработал для себя проект так называемого Черного дома. Усадьба «Виттреск», к сожалению, не дошедшая до нашего времени в первоначальном виде, тем не менее есть суть творческих исканий финского национального романтизма. Место, где архитекторы и жили, и работали, обладает особой атмосферой созидания. Дом, где все вещи, всё декоративное убранство созданы самими архитекторами и их друзьями — торжество гармонии и уюта.

Архитектура национального романтизма — интересное и пока малоизученное явление. Надеемся, что поездка эта подтолкнет исследователей к новым научным поискам и что это путешествие — не последнее, и Институт Петербурга еще не раз порадует нас своими идеями.

24.05.2012

 

Версия для печати