На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Observātor

Керамическая мастерская Леопольда Бонафеде

(Из книг, поступивших на рецензию)

 

Художественному наследию видного итальянского художника-керамиста Леопольдо Бонафеде (1833–1878), истории его собственной мастерской на Императорском Стеклянном заводе посвящено издание петербургских исследователей и реставраторов К. В. Лихолата и А. И. Роденкова. Как предполагается, оно открывает собой новую серию научных работ, представляющих творчество отечественных мастеров-керамистов.

Имя Леопольдо Бонафеде, по утверждению авторов, хорошо известно специалистам, однако главным образом — как мастера-мозаичиста. Новая работа обобщает сведения об иной стороне яркого таланта мастера — его работах в технике майолики, возрождение которой на российской земле и составляет, как считается, главную заслугу художника.

Вместе с братом Джустиниани зимой 1851/52 гг. Леопольдо прибыл в Россию. Оба Бонафеде поступили в Мозаичное заведение Имп. Акад. Худ-в в Петербурге, обязавшись, выражаясь современным языком, поставить технологию производства смальты и стекла для художественных изделий. В 1863 г. братья запатентовали разработанный ими способ изготовления и употребления майолики. При активном содействии товарища Президента Академии вел. кн. Владимира Александровича в 1870 г. Леопольдо Б. удалось открыть собственную мастерскую при Имп. Стеклянном заводе, где после смерти старшего брата он занимал должность главного химика. Мастерскую эту мастер успешно возглавлял вплоть до самой своей смерти.

Известно совсем немного работ, о которых можно с основанием утверждать, что они происходят из мастерской Бонафеде. Помимо уже введенных в научный оборот — таких, как печи во дворце вел. кн. Влад. Александровича на Дворцовой наб., 28 в Санкт-Петербурге или в бане усадьбы Абрамцево, авторы представляют и новые, атрибутированные ими произведения, в частности — настенные панно в Ливадийском дворце или камин в петербургском особняке М. П. Боткина на 18 линии, 1/41. Таким образом, помимо общих сведений о самóм художнике, его службе и мастерской, издание включает полный каталог известных произведений, исполненных им в технике майолики.

Лаконизм, быть может, даже некоторая сухость изложения, и вместе с тем — убедительность и полнота сведений выгодно отличают работу авторов, для которых архивный поиск и натурные наблюдения тесно связаны с практической работой по реставрации памятников искусства. Очень хороши иллюстрации. В отличие от многих книг, перегруженных изобразительным материалом, зачастую факультативным или дублирующим повествование, здесь они вполне уместны и могут удовлетворить самого взыскательного исследователя. Правда, несколько «проваливается» в ярком окружении текст, слишком бледный и вялый (в типографическом смысле). Напрасно подписи к иллюстрациям отпечатаны цветом и набраны более крупно, чем основной текст. Недоумение вызывает и подбор шрифтов, стилистически имеющих мало общего и между собой, и с эпохой, которой посвящено исследование.

В целом работа К. В. Лихолата и А. И. Роденкова оставляет, впрочем, самое благоприятное впечатление — благодаря той особой ясности, которой удается добиться лишь авторам, обладающим основательным знанием предмета своего исследования.

 

Керамическая мастерская Леопольда Бонафеде. Санкт-Петербург : Коллекция, 2012. ISBN 978-5-903915-14-9; 108 с. : ил. (Знаменитые художники-керамисты России : сер. альб.; вып. 1); 200×200 мм, обложка

26.02.2012

 

Версия для печати