На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Н. Степанов

Фотографирование архитектурных произведений

Фотографическая перспектива

 

Ил. 1. Ботный домик, снятый со значительного расстояния широкоугольным объективом

 

Ил. 2. То же, снято тем же объективом с более близкой точки

 

Ил. 3. То же, снято с первоначально выбранной точки объективом с длинным фокусом

Предлагаем вниманию внимательных читателей фрагмент статьи, опубликованной в 1916 году неким Н. Степановым в «Зодчем», архитектурном и художественно-техническом журнале (№ 17. С. 165–196; № 18. С. 173–178; № 20. С. 192–195). Не все советы применимы к современным условиям, но в главном с автором трудно поспорить.

 

Перспективные условия. Одноцветный фотографический снимок не может передать всей красоты цветовых комбинаций оригинала: он передает только рисунок линий и чередование света и тени, и, чтобы произвести должное впечатление, он должен это немногое передать безукоризненно, напр[имер] — в портретной съемке. В архитектурной же съемке и значение светотеней отчасти отходит на второй план и таким образом самым главным условием хорошего архитектурного снимка является прежде всего правильная перспектива. Что мы подразумеваем в данном случае под правильной перспективой — выяснится из дальнейшего; пока же заметим лишь, что никакой объектив, если только он не искривляет линий, прямых в натуре, а передает их прямыми же, не может никогда дать иной перспективы, кроме геометрически правильной. Но нам нужно не это: при некоторых сильных ракурсах и при неудачно выбранной точке зрения даже геометрически вполне точно построенная перспектива может иметь вид неприятный, мало правдоподобный.

‹…› Сказанное лучше всего пояснить на следующих трех снимках одного и того же здания. На ил. 1 точка зрения выбрана более или менее удачно и ракурсы получились умеренные, но самое здание, нас интересующее, вышло слишком малò по сравнению с величиной употребленной пластинки, бóльшая часть которой занята вследствие широкоугольного объектива неинтересными для нас постройками на заднем плане, видом мостовой и скучным серым небом. Если мы, желая поправить дело, перенесем аппарат ближе к снимаемому зданию, то попадем из одной беды в другую: правда, мы получим более крупный, более богатый деталями снимок (ил. 2), но ракурсы выходят слишком сильными и потому неприятными: кровля как бы придавлена, и даже о масштабе здания относительно построек, стоящих позади его, снимок этот дает фальшивое представление: эти многоэтажные постройки кажутся сравнительно крошечными и весьма удаленными, тогда как они отделены в действительности только очень неширокой улицей. Поэтому, если мы недовольны только мелкостью первого снимка (ил. 1), но удовлетворяемся точкой, с которой он снят, то единственное правильное решение будет вернуться вновь на эту точку, а для получения более крупного вида здания на пластинке прежнего же формата — превратить наш короткофокусный объектив в длиннофокусный. А для этого, как мы знаем, следует вывинтить из него переднюю линзу и соответственно (при симметричном объективе — приблизительно вдвое) раздвинуть в длину мех камеры: одна задняя линза и представит собою длиннофокусный объектив. В таких-то случаях и пригодны объективы несимметричные, у которых фокусные расстояния у передней и задней линз неодинаковы; подобный объектив даст возможность иметь в своем распоряжении не два, а три разных фокуса: один, самый короткий — с обеими линзами; второй, значительно длиннее первого — с одной задней линзой, и третий, самый длинный — с одной передней линзой. Полученный теперь снимок представлен на ил. 3, и им мы могли бы удовлетвориться не только в смысле выгодного использования формата пластинки, но и в отношении умеренности перспективных сокращений и правильности масштаба по сравнению с прочими постройками.

‹…› Однако, хотя мы и забраковали по многим причинам ил. 2, мы не имеем права сказать, что перспектива в нем неправильна, в точном смысле слова: и в нем она геометрически совершенно правильна, фальшивое же впечатление, им производимое, зависит от других причин…

28.01.2012

 

Версия для печати