На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Юрий Макусинский

Вне времени, но в пространстве

Об альбоме фотографий В. Ф. Егоровского

 

Канкан. 2002 г.

 

Вознесенский проспект

 

Петровские ворота

В издательском доме «Коло» — долгожданная радость: вышел в свет альбом выдающегося фотохудожника Вадима Федоровича Егоровского. Издание включает лучшие работы петербургского мастера за полвека — самые ранние датированы началом 1960-х годов.

Открывает альбом кратким вступительным словом Юрия Макусинского, которое мы и публикуем ниже.

В наше время на фоне всеобщей доступности цветной фотографии резко возрос интерес к фотографии черно-белой.

В книге петербургского фотохудожника, мастера черно-белой, «ручной», авторской фотографии Вадима Федоровича Егоровского нашему вниманию предлагаются традиционные городские мотивы, хорошо знакомые любому петербуржцу: классические питерские фонари, заснеженная аллея Летнего сада, грустные фигурки людей на мостике, переброшенном через Зимнюю канавку, панорама Петропавловской крепости, вечный и мудрый Сфинкс над Невой, дворы-колодцы с их гулкой загадочной тишиной и звонкими стеклами окон, дворцы, памятники, руины погибших домов... А еще:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...

Аптеки, правда, на снимках нет, но она явственно присутствует в этом промозглом, сером, зимнем воздухе.

Художественно-пространственное решение книги, которую вы держите в руках, помогает восприятию каждой фотографии как отдельного произведения, и в тоже время представляет материал книги как своеобразный рассказ о городе, о его авторе.

Если и есть в облике и духе Санкт-Петербурга некий неуловимый, но исключительно самобытный мотив, доминанта, настроение или тембр, который ни с чем не спутаешь и который так непонятен, но так почти мистически притягателен для многих и многих непетербуржцев, и так естественен для самих горожан, то это, конечно же, неповторимый и уникальный воздух города. Воздух не в смысле его химического состава — в этом он, к сожалению, не превосходен, но в смысле его светимости, перспективы и нежной тональности, позволяющей не одному поколению поэтов, художников, музыкантов, писателей и фотографов вдохновляться на прекрасные произведения.

Именно в этом, исключительно «воздушном», пространстве и протекает жизнь фотографических сюжетов Вадима Егоровского. Именно — в пространстве! Потому что, если и присутствует в произведениях Вадима Егоровского историческое Время, то вот физическому, текущему, несобытийному попросту нет места и смысла в этих фотокартинах. Художника от простого смертного отличает принципиальная способность «нарицать имена всему», то есть создавать образы, творить свой особый нарицательный мир. Кто-то из творцов работает со временем: создает слепок эпохи, передает дух и настроение «злобы дня»; кто-то же работает с пространством, создавая образы видимые, зримые, живые, но вневременные.

Оба творческих метода имеют равное право на применение. Фотограф Вадим Егоровский очевидно больше тяготеет ко второму. Трудно судить, хорошо это или плохо, но то, что работы его интересны и самобытны — безусловно. Не исключено, что не всякому ценителю фотографического искусства придется по душе некоторый академизм и, возможно, нарочитая иногда примитивизация техники исполнения и сюжетов, но акцентный творческий пафос автора наверняка никого не оставит равнодушным.

Вот что пишет сам автор: «Я не знаю, замечает или нет зритель, но мне всегда хотелось снимать город так, чтобы печать времени как можно меньше угадывалась. Мне кажется, у города иной ритм существования, чем у нас. Наша жизнь по сравнению с жизнью города слишком быстротечна — мы уйдем, а город останется. Я стараюсь как раз такие не зависящие от нас вещи в своих фотографиях выявлять. Но это лишь мои ощущение и желание, а насколько их удается осуществить — судить зрителю. Мне всегда хотелось показать город вневременным».

В течение долгого времени Вадим Егоровский был фотографом КГИОП и на этом посту внес весьма значительный вклад в дело охраны и популяризации нашего культурного наследия. Может быть, именно поэтому особое место в его фотоальбоме занимают архитектурная и скульптурная тематика, и — еще одна важная тема в творчестве фотохудожника: реставрация памятников зодчества и скульптуры. Его фотоработы в этой области отличаются удивительными фотографической грамотностью, пониманием природы и фактуры материала. Элементы городской архитектуры сняты мастерски, с использованием неординарных оптических приемов, позволяющих передать целую гамму настроений городской души. То, как бережно и аккуратно сняты детали и фрагменты уникальных архитектурных и скульптурных композиций, свидетельствует о тонком вкусе фотохудожника, о его исключительной разборчивости в выборе объекта и точки съемки.

Новизной тем, экспрессией и ярко выраженным личностным отношением автора выделяются фотографии промышленной архитектуры, Петербурга Достоевского. Самостоятельный интерес представляет портретная галерея петербуржцев — наших современников.

Уникальных в историческом плане фотографий в книге немного. В большинстве своем взгляд автора привлекают те же улицы, площади и набережные, по которым день-деньской спешат тысячи и тысячи горожан. Уникален сам взгляд художника, его образная зоркость (или прозорливость?), умение сдержать ритм бега даже там, где жизнь бьет ключом. В этом — в таланте разглядеть скрытый смысл в жизни муравейника — и заключается, думаю, значимость работ Вадима Егоровского.

20.04.2010

 

Версия для печати