На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Вильгельм Лотц

Архитектурные фотографии

 

Собственный дом Бруно Таута в Далевице

 

Дом бургомистра в Вурцене. Архитектор А. Йегер

Кто устоит сегодня перед искушением снимать архитектуру «интересно»: выразительно, ярко, дерзко? Тем более архитектуру современную — экспрессивную, свежую, сияющую на солнце? Похоже, что с этой проблемой издатели были знакомы еще в начале прошлого века. Вильгельм Лотц, архитектурный критик и ответственный редактор издания журнала «Форм», печатного органа Веркбунда, тактично, вежливо приглашает профессионалов при съемке архитектурных иллюстраций оставить «честолюбие художника» и чаще спрашивать себя, «будут ли их снимки наиболее правдивым представлением» объекта, а также оценивать, сохранятся ли достоинства фотографий при воспроизведении в печати. Перевод статьи выполнен по первой публикации: W[ilhelm]. L[otz]. Architekturfotos // Die Form. 1929. № 3. S. 69–70.

Сегодня уже есть очень хорошие фотографии современной архитектуры, так что часто можно от души радоваться «чистой работе». Фотографы-специалисты понемногу научились во время съемки и при фотопечати заботиться о том, чтобы преимущества кадра сохранялись и в оттиске клише. Ведь автотипия — всё еще наилучший способ репродукции в архитектуре, поскольку, в отличие от других способов печати, объемные характеристики объекта он передает так же четко, как и фотография. При почти всех остальных способах печати объем и глубина исчезают, и изображения получаются более живописными. При хороших оригиналах и хорошей печати автотипия не остается в плоскости, но немедленно дает представление о глубине пространства. Тем самым она представляет сегодня наилучшую возможность для правдивой передачи архитектуры, если речь идет не об особых эффектах, но о ясном представлении постройки как пространственного произведения искусства.

И всё же, в сегодняшней архитектурной фотографии обнаруживается опасность, которая в большей или меньшей степени угрожает всем фотографам, и не только им одним, но и архитекторам, которые организуют съемку своих построек. Опасность эта находится в прямой связи с современным развитием фотографии: именно потому она заслуживает, чтобы обратить на нее здесь внимание. Ибо слишком часто фотограф чересчур озабочен тем, чтобы из своей фотографии сделать хорошую и интересную картину. То, что его снимок обращает внимание интересной подачей или кадрировкой, для него важнее ясного и объективного представления объекта. С еще большей силой проявляется это честолюбие художника у фотографа при современной съемке предметов, при которой заметно стремление выбрать, насколько возможно, самую интересную точку съемки, снять натюрморт несколько иначе, чем до него. Также и в архитектурной фотографии, особенно при съемке деталей, нередко наблюдается безудержнная монументализация объекта. Если там речь идет только об изготовлении снимка, то здесь это совсем не годится: фотография должна выступать лишь посредником впечатления об объекте; фотография (или, лучше, серия фотографий) должна передавать возможно точное представление о постройке.

Невозможно, да и не нужно устанавливать здесь какие-либо предписания; лишь указания на отдельные моменты могут быть полезны там, где фотография становится чересчур художественной. Фотограф и архитектор должны были бы всякий раз себя спрашивать: будут ли их снимки наиболее правдивым представлением, и исходя из этого уже снимать. Возможно, было бы даже важно, если была введена своего рода норма, если бы фотографы озаботились бы больше о сторонах горизонта, чем о интересных кадрах и их фрагментах. Подобно тому, как на ситуационном плане всегда приводится сведения о сторонах света, так же и при любой фотографии прежде всего следовало бы указывать, с какой стороны горизонта она снята. В особенности это имело бы пользу при съемке жилых построек. Мы представляем в качестве иллюстраций к этой статье два опыта, которые интересны тем более, что они являются промежуточным звеном или, точнее сказать, приближением к кинематографическому представлению. В случае с жилым домом Таута фотограф ближе и ближе подходил к дому, так что растет даже впечатление, будто постепенно, по мере приближения, дом всё больше и больше становится кубом. В другом случае фотограф двигался с фотоаппаратом вокруг дома, в результате чего на пяти снимках дом воспринимается во всей своей трехмерности. Возможно, при представлении некоего архитектурного объекта подобные серии существенно дополнили бы снимки, сделанные в более крупном плане, которые больше показывают частности. Если кто-то собирается устроить в Штуттгарте фотовыставку, следовало бы принять во внимание подобные подходы к съемке, поискать также и другие возможности. Больше же всего следует думать о задаче фотографии как посредника впечатления об объекте.

29.04.2020

 

Версия для печати