На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Ян Чихольд

«Пингвиновские» правила набора

Вниманию читателей предлагается инструкция, написанная Яном Чихольдом в конце 1940-х гг. для английского издательства «Пингвин-букс», куда известного типографа пригласили для обновления серийного оформления. Не все советы применимы в русском наборе (например, набор на чересчур узкий межсловный пробел, равный ширине «i»), но сама заметка представляет собой интересный и редкий пример работы художественного редактора (арт-директора), который, не принимая непосредственного участия в работе над каждой книгой, задает общее для оформителей направление.

Перевод выполнен по изданию: Penguin Composition Rules // Tschichold J. Schriften: 1925–1974. 2 Bde. Berlin: Brinkmann u. Bose, 1992. Bd. 2. S. 7–12.

Текстовый набор

Межсловные пробелы в текстовом наборе должны быть такими узкими, насколько это возможно. Как правило, пробелы должны быть равны средней шпации (middle space) или ширине «i» в используемом шрифте.

Широких пробелов следует строго избегать. Слова могут свободно переноситься, разрываясь в любом месте, поскольку разрыв слова менее вреден для облика страницы, чем слишком большие пробелы между словами.

За всеми главными знаками препинания – точкой, двоеточием и точкой с запятой – должны следовать те же пробелы, которые используются во всей строке.

Расстановка абзацев

Абзацный отступ должен равняться полукруглой основного шрифта.

Избегайте отступов в первом абзаце любого текста, а также в начале новых разделов, которые имеют подзаголовок. Не обязательно набирать первое слово капителью, но если это сделано по какой-то причине, то такие слова должны набираться с той же разрядкой, что и колонтитул.

Если глава разбита на несколько частей, не имеющих заголовка, то эти части должны разделяться не только дополнительным пробелом, но и всегда одной или несколькими звездочками основного шрифта. Как правило, достаточно одной звездочки. Без них невозможно понять, заканчивается ли раздел внизу полосы или нет. Даже если последняя строка раздела – это последняя строка на полосе, то для звездочки всегда есть место на нижнем поле.

Знаки препинания и орфография

Если клавиатура наборной машины это позволяет, ставьте узкую шпацию перед знаками вопроса, восклицательными знаками, двоеточиями и точками с запятой (;). Между заглавными буквами и именами, как в Г. Б. Шоу, а также после всех аббревиатур, где используется точка, используйте пробел меньшего размера (фиксированный), чем между другими словами в строке.

Вместо длинного тире в круглую, не отбитого пробелами, используйте короткое тире в полукруглую, отбитое с двух сторон обычными междусловными пробелами, как в третьем абзаце этого текста.

Знаки многоточия должны состоять из трех точек. Между точками не должно быть никаких пробелов, но перед многоточием и после него должны быть обычные междусловные пробелы.

Ставьте точки скупо; обходитесь без них после: Mr, Mrs, Messrs, Dr, St, WC2, 8vo и других аббревиатур, которые заканчиваются последней буквой сокращаемого слова.

Используйте одинарные кавычки для цитат и двойные кавычки для цитат внутри цитат. Если внутри второй цитаты имеется еще цитата, вновь используйте одинарные кавычки. Знаки пунктуации, принадлежащие к цитате, ставятся внутри кавычек, не принадлежащие – снаружи.

После открывающей кавычки ставится волосяная шпация, если дальше не следуют буквы «A» или «J». Перед закрывающей кавычкой ставится волосяная шпация, если перед кавычкой не стоит запятая или точка. Если клавиатура наборной машины не позволяет этого сделать, то набирайте без волосяных шпаций, но постарайтесь приобрести необходимое оборудование.

Не используйте кавычки, когда длинные цитаты набраны уменьшенным кеглем.

Используйте круглые скобки () для пояснений и вставок; квадратные скобки – для примечаний.

По всем другим вопросам касательно правописания обращайтесь к «Правилам для метранпажей и корректоров Оксфордского университетского издательства» (Rules for Compositors and Readers at the University Press, Oxford) или к «Словарю автора и печатника» (Author’s and Printers’ Dictionary) Коллинза.

Прописные, капитель и курсив

Слова, набранные прописными буквами, всегда должны разрежаться. Межбуквенные пробелы в акцидентных строках должны быть оптически уравновешены с большой аккуратностью. Межсловные пробелы в строках, набранных прописными буквами или капителью не должны быть больше полукруглой шпации.

Все заголовочные строки, набранные одним шрифтом, должны иметь одинаковые межсловные и межбуквенные пробелы во всей книге.

Используйте капитель в колонтитулах и в содержании. Чтобы капитель была удобочитаемой, она всегда должна быть немного разреженной.

Колонтитулы, если не требуется иного, должны состоять из заглавия книги на левой полосе и содержания главы – на правой.

Курсив должен использоваться для выделений иностранных слов и фраз, а также заглавий книг, газет и пьес, встречающихся в тексте. В таких случаях определенный артикль «The» набирается прямым шрифтом, если он не является частью заглавия.

В библиографии и подобных текстах имя автора, как правило, набирается капителью с прописными буквами, а заглавие – курсивом.

Цифры

Не смешивайте старостильный текстовый набор с современными цифрами. Использоваться могут либо строчные цифры, либо прописные цифры, лишь бы они имелись в основном шрифте.

В текстовом наборе числа до 100 должны набираться прописью. Используйте цифры, если набор состоит из рядов чисел. В датах используйте наименьшее количество цифр: 1946–7 вместо 1946–1947. Разделяйте их коротким тире без пробелов.

Ссылки и сноски

Ссылка на постраничную сноску может делаться звездочкой основного шрифта, если в книге мало сносок, не более одной на странице. Если же в книге две сноски (или больше) на страницу, используйте верхние дробные цифры, ставя перед ними узкую шпацию.

Не используйте новостильные дробные цифры вместе с любым старостильным шрифтом. Использоваться могут либо строчные дробные цифры, либо прописные, лишь бы они находились в гармонии с основным шрифтом. Для книг, набранных любым старостильным шрифтом, мы рекомендуем Monotype Superior Figures F627, отлитые на два пункта меньше основного текста.

Сноски должны быть набраны на два пункта мельче, чем основной текст. Абзацный отступ в первой строке сноски должен быть равен абзацному отступу основного текста. Используйте одинаковый интерлиньяж во всех строках сноски, тот же, что и в основном тексте; поместите 1–2-пунктовый пробел под последней строкой сноски для приводки со строками основного текста.

Колонцифры

Должны быть, как правило, набраны тем же кеглем и тем же шрифтом, как и везде, арабскими цифрами.

Пагинация должна начинаться с первого листа книги, но первая колонцифра обычно появляется на обороте первой страницы текста.

Когда есть вступительный текст, размер которого неизвестен на этапе верстки, необходимо использовать строчные римские цифры, нумерованные с первой страницы первого листа. Невозможно точно сказать, где появится первая римская колонцифра; возможно, на странице благодарностей или, в крайнем случае, на второй странице предисловия. В этом случае первая арабская колонцифра будет «2» – на обороте первой страницы основного текста.

Колонцифры для любого текста в конце книги, например указателя и т. д., должны продолжать арабскую нумерацию соседних страниц.

Печатание пьес

Для печатания пьес должны применяться те же правила, что и для печатания прозы. Имена героев должны быть набраны капителью с прописными. Следующий за ними текст набирается с абзацными отступами. Ремарки должны набираться курсивом, взятым в круглые скобки. Заголовок должен включать номер акта и сцены.

Печатание поэзии

Для печатания поэзии используйте шрифт меньшего кегля, чем для прозы. Весь набор должен быть на шпонах, а слова одинаково разделены средней шпацией. Заголовки должны быть отцентрованы по ширине полосы, а не по первой строке. С началом стихотворения можно обращаться как с началом главы: [использовать] капитель и т. д.

Дополнительные шпоны, в особенности между стихами нерегулярной длины, часто могут вводить в заблуждение, поскольку невозможно увидеть, кончается ли стих внизу страницы или же нет. Самый безопасный способ сохранить намерения поэта – это начинать каждый новый стих с отступа; при этом отбивки между стихами становятся не так важны. Таким образом, первые строки второго и последующих стихов следует делать с отступом, если поэт не использовал форму, неподходящую для отступов.

Верстка

Книга должна быть, с известными отступлениями, свёрстана в следующем порядке:

I. Вступительные страницы: 1, авантитул; 2, фронтиспис; 3, титул; 4, выходные сведения или дата публикации; 5, посвящение; 6, благодарности; 7, содержание; 8, список иллюстраций; 9, список сокращений; 10, предисловие; 11, введение; 12, эррата.

II. Текст книги.

III. Дополнительные тексты: 1. приложение; 2. примечания автора; 3. глоссарий; 4. библиография; 5. указатель.

Всё из вышеуказанного должно начинаться на правой полосе, исключая выходные сведения и фронтиспис. Как правило, заголовки глав должны быть опущены на несколько строк.

Вступительные страницы должны быть набраны теми же начертаниями и стилями, что и вся книга. Избегайте жирных начертаний.

Указатель должен быть набран в две колонки (или более), шрифтом на два пункта мельче основного текста. Первое слово каждой буквы алфавита должно быть набрано капителью с прописными буквами.

1947

Перевод Никиты Вознесенского

18.04.2019

 

Версия для печати