На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Книжный вестник

Северный модерн: к истории феномена

Выходит в свет монография Владимира Лисовского о национальном романтизме

 

Вокзал в Выборге

 

Дом фирмы «Хякли, Лаллука и Ко» в Выборге. Общий вид

 

Дом фирмы «Хакман и Ко» в Выборге. Общий вид

 

Крытый рынок в Выборге

 

Дом Пиетинена в Выборге. Общий вид

Книга доктора искусствоведения В. Г. Лисовского — результат изучения архитектуры конца XIX — начала XX века в странах, расположенных вокруг Балтийского моря. Именно там в это время получил развитие национальный романтизм — региональный вариант стиля модерн.

Впервые на русском языке представлена общая картина национально-романтической версии стиля, укоренившейся в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Германии, Прибалтике. Рассмотрено наследие северного модерна — русского аналога финско-скандинавского национального романтизма, получившего распространение преимущественно в Петербурге.

Публикуем отрывок из главы «Финляндский стиль», посвященный приграничному Выборгу.

  

Большой «коллекцией» архитектурных памятников «финляндского стиля» до сих пор владеет Выборг. Эта коллекция могла быть еще больше, если бы не утраты периода двух войн между Финляндией и СССР. Многие здания города во время боевых действий были сильно повреждены или разрушены, а их послевоенное восстановление далеко не всегда преследовало цель воссоздания первоначальной композиции во всех деталях. Едва ли не самая прискорбная утрата связана с разрушением старого здания железнодорожного вокзала, возведение которого завершилось в 1913 году. Выборгский вокзал был задуман практически одновременно с гельсингфорсским. На разработку его проекта в 1904 году тоже был объявлен конкурс, победителем которого стал Элиель Сааринен. Неудивительно, что некоторые композиционные находки, сопровождавшие процесс проектирования вокзала в Гельсингфорсе, нашли применение в проекте для Выборга. Работу Сааринена по достоинству оценило конкурсное жюри, отметив ее первой премией. В проекте выборгского вокзала архитектор использовал знакомые по Гельсингфорсу мотивы крупного, спокойно и уверенно прорисованного полуциркульного портала, выделяющего главный вход, а также асимметрично поставленной часовой башни, вносящей в общую композицию изрядную долю динамики. Свое предложение по решению той же задачи представил на конкурс и Армас Линдгрен. Он нашел для оформления входа собственный вполне оригинальный прием: большой полуциркульный витраж включался в необычный по форме фронтон, боковые стороны которого были образованы взлетающими вверх упругими параболическими кривыми, смыкающимися в вершине. Для воплощения в натуре, естественно, был выбран проект, признанный на конкурсе лучшим. Строительством, растянувшимся на длительный срок, Сааринен руководил вместе с Гезеллиусом. Таким образом, с этой крупномасштабной работой оказались связанными, хотя и в разной степени, все три участника прославленного творческого коллектива.

Выборгский вокзал представлял собой весьма сложный комплекс построек. Помимо основного здания, обращенного главным фасадом на привокзальную площадь, такой же по размерам корпус был расположен параллельно основному так, что между обоими строениями прошли железнодорожные пути, предназначавшиеся для пассажирских поездов. Справа к главному корпусу примыкал еще один, меньших размеров, багажное отделение. Своего рода «знаком стиля» в Выборге, как и в Гельсингфорсе, стал громадный арочный портал главного входа. Фланкированный парными пилонами, несущими скульптурные изображения медведей, он на понятном зрителю «языке» раскрывал функциональную специфику сооружения. Красный гранит облицовки стен сообщал зданию суровый северный оттенок, прекрасно выражавший основную тональность «финляндского стиля». В осуществленный вариант композиции не вошла часовая башня, первоначально проектировавшаяся Саариненом.

Уступавший в размерах столичному, выборгский вокзал был похож на своего «старшего брата» благородной сдержанностью нордического характера и скрытой динамикой лаконичных форм. В волнообразной кривой, по которой на торцевых фасадах всех трех корпусов очерчивались их покрытия, тоже хорошо ощущалась энергетика «нового стиля». После войны на месте вокзала, возведенного в начале ХХ века и безжалостно взорванного при отступлении советских войск в августе 1941 года, построили новое здание — характерный образец сталинского ампира. И только стоящий рядом с ним сравнительно небольшой корпус вспомогательного назначения — второстепенный фрагмент первоначальной композиции — служит ныне напоминанием об утраченном выдающемся произведении «финляндского стиля».

Сильно повреждено было во время войны и еще одно крупное здание общественного назначения — выборгский крытый рынок, построенный в 1906 году по проекту, который разработал архитектор Карл Хорд аф Сегерстад. В начале ХХ столетия это сооружение считалось в ряду себе подобных одним из крупнейших в Балтийском регионе. Достаточно обычное по конструктивному решению (в качестве перекрытия здесь была использована система металлических стропил) здание приобрело запоминающуюся внешность благодаря применению в композиции приемов «нового стиля». Они же помогают рынку выполнять функции заметного градостроительного акцента. Послевоенные ремонты и реставрация позволили в основном вернуть этому сооружению первоначальный облик.

Основной массив памятников эпохи модерна в Выборге составляют жилые дома. Один из самых крупных — дом Матти Пиетинена — возвели в 1908 году напротив железнодорожного вокзала (ныне Ленинградский проспект, 31); его проектировали Бертель Юнг и Оскар Бомансон. Лицевой фасад здания выполнен, согласно эскизу Армаса Линдгрена, в несколько огрубленных формах, соответствующих размерам сооружения. В его центре можно видеть дважды повторенный мотив мощной полуциркульной арки, хорошо знакомый по другим памятникам национального романтизма. Особую характерность облику здания придают скульптурные маски. Тоже грубоватые по рисунку и лепке, они кажутся и недостаточно хорошо согласованными с общей композицией по масштабу. И всё же эти детали дают возможность почувствовать свою стилистическую специфику, принадлежность северному модерну. К сожалению, во время войны дом потерял угловую башню, что лишило здание определенной доли его своеобразия.

Очень характерна для национально-романтического направления в архитектуре внешность дома № 7 по Вокзальной улице (бывшая Реполанкату). В прош­лом здание принадлежало фирме «Хякли, Лаллука и Кº»; его построили в 1906 году по проекту Аллана Шульмана. Стены здания, занимающего участок на стыке улиц (это позволило выявить объем сооружения), сплошь облицованы камнем. Но его блоки мелковаты, и фасады из-за этого кажутся излишне дробными.

Гораздо более выразительно выполнена каменная облицовка на фасадах здания конторы «Хакман и Кº» (Подгорная улица, 14). Здание расположено в замечательной по живописности части города, над заливом, и один из его фасадов обращен в сторону Выборгского замка. Так возникает своеобразная перекличка памятников, отделенных друг от друга во времени веками. Но дом начала ХХ столетия, думается, не теряет в своей выразительности на фоне выдающегося сооружения древности. Дом фирмы Хакмана проектировали выборгские архитекторы Уно Ульберг и Аксель Гюльден; их замысел был осуществлен в 1909 году. Авторы проекта показали, что они прекрасно «чувствуют» камень, явившийся, без сомнения, основным источником того необычного впечатления, которое производит постройка. Не меньший интерес вызывают криволинейные фронтоны главного фасада; они вносят в художественный образ здания ностальгические ноты, напоминая о формах, бытовавших в исторических стилях. На ризалитах, увенчанных фронтонами, акцентированы тонкие тяги, поднимающиеся на всю высоту стены; так в композицию привносятся элементы «вертикализма».

В Выборге нельзя не обратить внимания на крупный пятиэтажный дом, занимающий видное место на центральной площади города (Суворовский проспект, 25). Возвели его в соответствии с проектом, который в 1907 году разработал архитектор Пааво Уотила. Владельцем дома был купец Ф. Москвин. Здание хорошо справляется с ролью доминанты обширного пространства — в значительной степени еще и потому, что его силуэт более выразительным сделали шпили, венчающие две грузные башни. Возможно, эти формы, которые могут показаться похожими на башни средневековых соборов, призваны были подчеркнуть принадлежность здания романтическому направлению. Характерны для того же направления рельефы на пилонах, разделяющих витрины первого этажа; они принадлежат к тому же семейству декоративных элементов, которые уже попадали в поле нашего зрения, когда речь шла о гельсингфорсских памятниках «финляндского стиля».

На стенах еще нескольких выборгских зданий можно увидеть подобные «рисованные в камне» украшения. По характерности и эмоциональной обостренности типов, ими представленных, они не уступают и столичным образцам. Вообще можно утверждать, что развитие провинциальной финской архитектуры шло в унисон со столичной, что и неудивительно, если принять во внимание небольшие размеры страны.

Заключительный этап истории национального романтизма отмечен повышенным интересом к «вертикализму». Пример композиции, отвечающей этой теме в архитектуре Выборга, дает фасад дома, стоящего на улице Ревонкату (ныне Железнодорожная) под номером 6. Это здание, принадлежавшее фирме «Сыновья Сергеева и Кº», построили в 1908 году тоже по проекту Уотилы. И оно, подобно дому Москвина, рассчитывалось на выполнение немаловажной градостроительной роли, поскольку к этому обязывало включение здания в застройку берегового фронта района Ревонхянтя. Но в прошлом дом Сергеевых мог справляться с такой ролью намного успешнее, поскольку в соответствии с проектом здание венчала ныне отсутствующая башня с небольшим куполом. При наличии башни отчетливее выявлялась на фасаде и тема «вертикализма».

На соседнем участке (№ 4) возвышается пятиэтажный жилой дом, построенный по проекту Карла Линдаля несколько позже — в 1912 году. Его довольно просто решенный фасад завершается двумя небольшими фронтонами в форме полуокружности. Они, вероятно, были рассчитаны на взаимодействие с башней, венчавшей дом Сергеева. Оба здания и сейчас неизменно привлекают к себе внимание при взгляде с противоположного берега залива.

Вполне столичным характером было наделено крупное администра­тивно-жилое здание, построенное в 1911–1915 годах на главной магистрали Выборга Торккелинкату (ныне проспект Ленина, 12) в соответствии с проектом Уно Ульберга. Хозяином этого здания стал Финляндский торговый банк. Неоднородность назначения и разновременность возведения (1911–1915) обусловили различия в облике центральной и боковых частей, что обогатило общую композицию острыми контрастами. В центре, где расположились операционный зал, кладовые и кабинеты сотрудников банка, применена светлая гладкая облицовка, выполненная в граните. Стены жилых крыльев облицованы кирпичом насыщенного темного тона. В этой постройке от национального романтизма осталось совсем немного; о нем напоминают лишь тонко выполненные в камне детали да «вертикализм» центральной части фасада. Неплохой образец интерьера времени модерна представляет собой банковский операционный зал. Ему, конечно, трудно выдержать сравнение с «Залом в стиле югенд» работы Л. Сонка, но нечто такое, что позволяет ощутить хотя бы отдаленное родство этих интерьеров, в зале банка на проспекте Ленина все-таки присутствует.

14.10.2016

 

Версия для печати