На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Книжный вестник

Русская усадьба. Выпуск 19 (35)

Вышел юбилейный выпуск сборника Общества изучения русской усадьбы

 

Виктория Оберг. Монрепо. 1865. Финская национальная галерея

Очередной сборник включает материалы конференции «Русская усадьба: два юбилея» (2012), посвященной 20-летию ОИРУ и 250-летию Манифеста о вольности дворянства (см. Содержание). Эти важные события освещают первые два раздела издания, которые подводят итоги изучения русской усадьбы за прошедшие 20 лет, рассматривают современные проблемы сохранения усадебного наследия и вопросы развития усадебного строительства за полтора века существования русской усадебной жизни. Большой раздел посвящен архитектуре усадьбы. Сборник завершает раздел о литературе и садово-парковом искусстве.

Публикуем отрывок из статьи М. В. Нащокиной, научного редактора сборника «Русская усадьба».

 

Двадцать лет существования воссозданного ОИРУ фактически совпали с еще одним важным смысловым переломом. Если до 1990-х гг. русская культура Серебряного века еще жила в культурной рефлексии ее последних свидетелей и носителей, их детей и внуков, в первое десятилетие XXI  в. произошла смена культурной парадигмы. Серебряный век ушел в прошлое, став таким же далеким, как век Золотой, век Пушкина. Сейчас доживает свой срок последнее поколение, для которого эта часть русской культуры еще сохраняет свою притягательную близость, тогда как поколение 30–35-летних, выросшее на других ценностях, уже утратило с ней живую связь. Их связь с национальными культурными ценностями вообще сильно ослаблена, причиной чему стал отмеченный социологами бурный рост русского индивидуализма, которым отмечены два последних десятилетия, и который, несомненно, коснулся и нового поколения исследователей усадебного наследия. Вот почему глубокое изучение русской усадьбы как феномена национальной психологии, этики и духовной жизни так важно и актуально в наши дни.

Богатые и бедные, большие и маленькие, усадьбы всегда воплощали образ жизни, духовные, этические и эстетические ценности русского народа, а познание себя  — было и остается одной из главных и насущных задач гуманитарной науки. Со временем эта проблематика будет расширяться (правда, если не сойдет с исторической сцены сам народ, ее породивший). Русская усадьба была ячейкой в глобальной системе освоения гигантских пространств нашей страны, важным звеном в ее культурном преображении. Слишком многие сферы были ею затронуты: разумного хозяйствования на земле, сбережения лесов и рек, сохранения природного и животного разнообразия, жизни в подчинении природному циклу, этики разумного самоограничения, литературного творчества, изобразительного искусства, музыки, театра, и т.  д. и т.  п. Универсальность усадьбы как предмета исследования, так ярко отраженная великой русской литературой XIX  в., позволяет наглядно реконструировать традиционные духовные ценности, забвение которых несет с собой тяжелые нравственные потери. Именно этим можно объяснить повышенный интерес в последние годы к небогатой усадьбе, наиболее точно воплощавшей традиционный русский быт и уклад жизни.

Исследования провинциальной мелкопоместной, а, порой, просто бедной усадьбы, базирующиеся на новых архивных и литературных источниках, впервые вводимых в оборот, стали явно приоритетной темой последнего пятилетия (см. например, работы Т.  Н.  Головиной, А.  А.  Шмелёва), ей было посвящено немало солидных книг и статей. За прошедшее пятилетие серьезно продвинулась и каталогизация провинциальных усадеб, вышли усадебные каталоги Н.  В.  Мурашовой, Л.  В.  Мыслиной по нескольким ранее неизученным районам Ленинградской области (Тосненский, Кингисеппский), А.  В.  Чижкова по Калужской, Смоленской, Тульской областям и некоторые другие справочные издания. Причем, эти материалы чаще всего предшествуют научным каталогам памятников истории и культуры, а потому при желании могут быть сразу задействованы для решения проблем использования и сохранения усадебного наследия. Несомненно, что это направление региональных исследований будет активно развиваться и в дальнейшем.

Перечисленные добротные профессиональные издания, вместе с выпусками продолжающегося ежегодника «Русская усадьба» (вышло 18 номеров), пока позволяют противостоять тревожной тенденции последних пяти–десяти лет  — увеличению числа глянцевых псевдокраеведческих изданий, имеющих сугубо компилятивный характер и нередко изобилующих чудовищными ошибками. То же относится и ко многим сайтам по усадьбам, порой, нарядно оформленным, но представляющих вторичную заимствованную информацию, естественно без ссылок на источники, а порой и понимания сути публикуемого. Эта недобросовестная продукция, часто фальсифицирующая нашу историю, полная выдумок и легенд, не имеющих под собой никаких оснований, сеет невежество, а нередко, и глумливое отношение к собственной истории и культуре. Всё это накладывает на ОИРУ особую ответственность и заставляет каждого из нас еще раз осознать драгоценность подлинного научного знания о русской усадебной культуре. В этом аспекте роль исследований и публикаций ОИРУ как достоверного источника сведений и интерпретаций истории и культуры русской усадьбы возрастает, а со временем их документальная ценность станет непреходящей, ведь процесс разрушения усадеб еще не завершен.

Благодаря плодотворной инициативе Общества изучения русской усадьбы ушедший XX  век, ставший в истории культуры России первым веком изучения усадеб, открыл перспективу для их дальнейшего более глубокого и многостороннего изучения. Вектор развития исследований последних пяти лет показывает, что многостороннее изучение русской усадьбы как феномена национальной культуры в ближайшие годы станет самой насущной проблемой усадьбоведения, которая, будем надеяться, не потеряет актуальности даже с полным исчезновением материальных остатков большинства усадеб.

11.04.2014

 

Версия для печати