На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Книжный вестник

Прогулки по садам Шантийи

К 400-летию со дня рождения Андре Ленотра

 

Вид на Большую лестницу дворца

 

Китайская беседка

 

Скала в парке

Вышло в свет переиздание раннего путеводителя по садам Шантийи (1791). Перевод на русский язык выполнен сотрудником Института языкознания РАН Н. Л. Сухачевым, ему же принадлежит краткий исторический комментарий.

Репродукции с плана имения и 20 гравюр Ж. Мериго-сына из оригинального издания дают представление о том, как некогда выглядели постройки и «затеи» Шантийи, послужившие прообразами для многих известных памятников в пригородах северной столицы. Cм. ниже фрагмент комментария, в котором о книге говорится более подробно.

Город Шантийи (департамент Уаза) отдален от Парижа километров на сорок. Прославило Шантийи, прежде всего, находящееся на востоке обширное одноименное владение герцогов Конде, принадлежавшее им с 1632 г. вплоть до Великой французской революции.

Здесь на скале, разделившей огромный пруд на северную и южную части, архитектором и художником Ж. Бюлланом (Jean Bullant, 1520–1578) около 1560 г. был возведен Шателе – Малый замок. Это единственное сооружение, сохранившееся от XVI в., к которому со временем присоединялись и другие. В том же столетии коннетабль Франции А. де Монморанси распорядился разбить вокруг замка французский парк, перестроенный в XVII в. А. Ленотром и дополненный в XVIII и XIX вв. садом в английском духе. В разных местах парка расположены так называемый Домик Сильви, Деревня, Жё-де-Пом (Зал для игры в мяч) и другие сооружения и «многие затеи».

Не менее знамениты находящиеся по соседству Большие конюшни с относящимся к ним манежем, тоже принадлежавшие семейству Конде. К этому архитектурному шедевру XVIII в. примыкает огромный ипподром, обустроенный в XIX в.

«Прогулки…», как можно судить и по краткому предисловию к книге, являются вторым путеводителем по садам Франции. Он был предназначен не для того, чтобы служить дорожным справочником по достопримечательным, а нередко и небезопасным местам какой-то страны или культурно-исторического региона, как, например, «Важнейшие европейские путешествия» (Гамбург, 1767, на нем. яз.), «Гид путешественников по Европе» (Вена, 1793, на фр. яз.) или «Пособие в полезнейшем и приятнейшем умении путешествовать по Швейцарии» (Цюрих, 1804–1805, на нем. яз.). Родословная таких изданий, содержавших немало практических сведений для любознательного путника, восходит к античным авторам и к средневековым паломничествам, чьи описания начиная с первой трети XV в. распространяются сначала в рукописях, а ближе к концу столетия также в печатном виде – первым был издан «Трактат о том, как герцог Готфрид Бульонский достиг обетованной страны» (Аугсбург, 1479, на нем. яз.). А в XIX в. распространяются серийные издания, прославившие фамилии издателей: «Бедекер» (Bädeker) и «Мейер» (Meyer) в Германии, «Мюррей» (Murrey) и «Блэк» (Black) в Англии, «Жоан» (Joanne) во Франции.

В отличие от них, путеводитель по садам Шантийи предназначался для приятных прогулок в пределах одного архитектурного и паркового ансамбля. Примечательно, что книга вышла из печати в разгар Великой французской революции, начавшейся 4–5 мая 1789 г. и завершившейся в 1799 г., что вряд ли могло отразиться на содержании и качестве эстампов, но просматривается, например, в характеристике А. де Монморанси как человека «очень грубого, очень необразованного и очень жестокого». Вряд ли случайно подобная оценка дана в примечании к основному тексту.

В наши дни замок Шантийи выглядит не совсем так, как в 1791 г. Над Малым замком вместо разрушенного в годы Французской революции Большого замка, описанного автором «Прогулок…», в 1875–1885 гг. вознесся новый Шато д’Ангиен (замок герцога Ангиенского), оформленный архитектором О. Доме (Honoré Daumet) в неоренессансном стиле для герцога Омальского – сына Луи Филиппа. Уна­следовавший после угасшего рода Конде их поместье Анри-­Эжен-Филипп-Луи Орлеанский, герцог Омальский (Henri-Eugène-Philippe-Louis d’Orleans, duc d’Aumale, 1822–1897), посвятил себя занятиям военным искусством и историей. В частности, ему принадлежит многотомная «История герцогов Конде» (Париж, 1869–1892). В 1886 г. он завещал владение Шантийи Институту Франции на условиях сохранения в неизменном виде и без права каких бы то ни было перемещений всех коллекций, собранных герцогами Конде и существенно дополненных им. В музее, развернутом в обоих замках, образующих единое пространство, представлено ценное собрание французского рисунка XVI–XIX вв. (Ж. Клуэ, Н. Пуссен, П. Миньяр, ­Ж.-М. Наттье, А. Ватто, Д. Энгр, Э. Делакруа), итальянские мастера (Фра Анджелико, Рафаэль, Л. Каррачи), голландцы (А. ван Дейк, Тенирс). Собранная герцогом Омальским коллекция редких книг насчитывает порядка 30 тысяч томов и более 700 иллюминированных ману­скриптов, в том числе 40 миниатюр Ж. Фуко.

Бывшие роскошные конюшни семейства Конде были отреставрированы по инициативе И. Бьенеме (Yves Bienaimé, род. в 1936), основавшего в них в 1982 г. «Живой музей лошади», который со временем стал семейным делом и где можно увидеть не только десятка три лошадиных пород, но и наблюдать за искусством дрессировки и верховой езды; а на ипподроме ежегодно проводятся скачки.

Книга, увидевшая свет более двух столетий тому назад, разумеется, в каких-то деталях устарела, но сохранила главное – атмосферу галантного Века Просвещения с его интересом к наукам и искусствам, и особым историческим вкусом (о прежнем Шантийи см. также: Rousseau-Leroi Al. Chantilly: étude historique. Paris: Lecointe-Duvales, 1859; Ganay E., de. Chatnilly au XVIIIe siècle. Paris; Bruxelles, 1925). «Прогулки…» иллюстрированы великолепными гравюрами Жана Мериго-сына (Jean Mérigot fils). О нем почти ничего не известно, хотя ему принадлежат гравюры в нескольких изданиях, датируемых второй половиной XVIII в., в том числе выпущенных парижским печатником Мериго-отцом (среди них 27 эстампов в книге «Прогулка, или Путеводитель, по садам Эрменонвиля…» (1788). Эстампы, сопровождающие этот раритет, при его переиздании в 1811 г. атрибутированы Жану Мериго-сыну. В одном из ранних упоминаний Мериго-отца, которое относится к 1765 г., указан и адрес печатника: набережная Августинцев близ ул. Жилькур (quai des Augustin, près la rue Gillecour). К 1754 г. относится упоминание Мериго отца и сына (Mérigo père et fils). Под 1785 г. встречается имя ­Ж.-Г. Мериго (J[ean]-G[ustave] Mérigot). Активность Мериго-сына, в свою очередь выступившего в качестве печатника, – ему принадлежит, например, издание нескольких церковных проповедей, – по-видимому, приходится также на начало следующего, XIX века. Одна из гравюр Мериго-сына, иллюстрирующих публикуемые «Прогулки…» по Шантийи («Павильон Венеры»), была воспроизведена в книге архитектора Н. Е. Лансере, отметившего сходство аналогичного садового сооружения, возведенного по повелению Павла I в Гатчинском парке, с французским прототипом (см.: Лансере Н. Е. Старый Петербург: историко-архитектурные исследования. СПб., 2012. С. 120–121).

Деятельность отца и сына Мериго, проявившаяся в издании «Прогулок…» по садам Эрменонвиля (книге о первом «английском парке» во Франции) и Шантийи, развивает идею Ж.-Ж. Руссо о необходимой близости человека и природы. Она примыкает также к традиции, связанной с появлением в последней трети XVIII в. ряда трудов по парковой архитектуре, в том числе переводов с английского языка, посвященных «пейзажным» садам. Среди подобных трудов можно назвать и сочинение маркиза Р. де Жирардена (René-Louis de Girardin, 1735–1808) «Об устройстве пейзажей, или О способах улучшения природы вокруг жилищ, добавляя приятное к полезному» (Женева и Париж, 1777). Та же идея человека в природе прочитывается в тексте «Прогулок…» по садам Шантийи, автором которого считается сын маркиза, граф Л.-С. де Жирарден (Louis-Stani­slas-Cécile-Xaviet de Girardin, 1762–1827) – воспитанник Руссо (см. примеч. к с. 5), генерал и активный участник политических событий конца XVIII – начала XIX в., впавший в немилость после битвы под Ватерлоо. В 1819 г. Жирарден стал одним из руководителей либеральной оппозиции.

Подробное (и буквальное) библиографическое описание публикуемого издания по-русски выглядит следующим образом:

Прогулки или Путеводитель по садам Шантийи, обогащенный Планом и двадцатью Эстампами, ­представляющими основные их Виды, рисованные и гравированные Мериго. В Париже, у Десенна — печатника-книготорговца, Пале-Руаяль, №№ 1 и 2; Гатте — печатника, Пале-Руаяль, №№ 13 и 14; Гюйо — гравера и продавца картин, ул. Сен-Жак, № 9; и в Шантийи, у Г-на Едуена, 1791. — In 8°. [2] л., 1 л. с фальцовкой (план), 60 c., [20] л. ил. Воспр.: Kessinger Publishing, 2009.

09.08.2013

 

Версия для печати