На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

К. В. Лихолат, А. И. Роденков

В творческой мастерской П. К. Ваулина

Вышел в свет каталог изобразительных работ знаменитого керамиста

 

Вторая книга-альбом из серии «Знаменитые художники-керамисты России» посвящена выдающемуся мастеру Петру Кузьмичу Ваулину (1870–1943). Имя это выбрано авторами вполне закономерно. Как и в случае с произведениями Л. Бонафеде (Керамическая мастерская Леопольда Бонафеде. Санкт-Петербург : Коллекция, 2012), нам посчастливилось реставрировать целый ряд работ, выполненных под руководством П. К. Ваулина в Санкт-Петербурге.

 До реставрации керамических произведений Ваулина мы провели необходимые исследования истории создания и поиски сохранившихся изображений их первоначального вида. Показательным в этом смысле стало воссоздание геральдической композиции в виде восседающего в венке двуглавого орла, изготовленной из металлизированной майолики с имитацией под бронзу и в 1909 году помещенной на фасад Торгового дома Гвардейского экономического общества. В середине 1930-х годов его заменили памятной многим аббревиатурой «ДЛТ», поэтому для максимально достоверного воспроизведения имперского символа потребовалось найти фотографии и подробные описания фасада Торгового дома, сделанные в 1910-х и позже. Поиски соответствующих документов велись не только в книгохранилищах и фототеках, но и в архивах. При этом выяснилось, что, несмотря на то, что большая часть материалов, находившихся в архиве художественно-керамического производства «Гельдвейн — Ваулин», сгорела в годы Первой мировой войны, документы, связанные с деятельностью Ваулина, только в Санкт-Петербурге хранятся как минимум в шести разных архивных учреждениях!

Понимая огромное значение художественного наследия П. К. Ваулина, и учитывая, что многие уцелевшие документы либо труднодоступны, либо еще не введены в научный оборот, авторы не ставили перед собой задачу дать, как в случае с Л. Бонафеде, возможно полный обзор его творчества в области художественной керамики. Такой обобщающий труд, несомненно, может явиться плодом лишь коллективных усилий многих исследователей и должен представлять целую серию монографий и альбомов. Нельзя не отметить, что значительная часть обозначенной работы уже проделана (см. труды М. В. Нащокиной и В. А. Фролова). Вместе с тем еще многое в творческой биографии П.  К. Ваулина остается малоизученным — «миргородский» этап его деятельности, работы в Болгарии, Румынии и такие произведения «восточного» цикла мастера, как керамический декор дворца эмира Бухарского в Железноводске или железнодорожного вокзала в Астрахани, и т. д.

Руководствуясь вышесказанным, мы решили сделать более доступной изобразительную часть личного фонда П. К. Ваулина, хранящегося в ЦГАЛИ Санкт-Петербурга, представив материалы в виде каталога. К сожалению, далеко не все публикуемые в альбоме рисунки и акварели оказались подписанными. Для их атрибуции, безусловно, необходимы дополнительные исследования. Надеемся, что это издание привлечет внимание искусствоведов, краеведов и всех тех, кого интересует история художественно-керамического производства в России конца XIX — начала ХХ в. Мы уверены, что объединение их усилий поможет дальнейшему изучению творческого наследия выдающегося художника-керамиста П. К. Ваулина.

02.02.2013

 

Версия для печати