На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Книжный вестник

Что нового?

Новые книги в издательстве

 

 

Две долгожданные книги, наконец, могут занять достойное место на полках наших читателей.

Первая из тех, о которых идет речь, — «Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга: Адмиралтейский район. Барокко и классицизм». Напомним, что это третья книга иллюстрированного аннотированного свода памятников: первый том был посвящен памятникам Петроградского района, второй — Василеостровского. «Адмиралтейский район», мужественно переживая все подготовительные и бюрократические трудности, ждал выхода в свет без малого шесть лет, ведь работа над ним началась еще в 2006 году. И вот, наконец, книга перед вами.

Новый том также подготовлен специалистами КГИОП, над составлением книги работали Б. М. Кириков и О. М. Кормильцева. Основное отличие «Адмиралтейского района» от предыдущих изданий – охват памятников только двух периодов, барокко и классицизма. Исторические памятники района, состоящие под государственной охраной, но не вошедшие в книгу, предполагается включить в следующее издание. В конце тома традиционно приводится адресный указатель и список памятников, с которым вы можете ознакомиться здесь.

 

Вторая книга, не менее ожидаемая, — «Старый Петербург», сборник статей замечательного архитектора, художника и ученого-реставратора Николая Евгеньевича Лансере (1879–1942). Сборник подготовлен издательским домом «Коло» и В. А. Витязевой (составление, комментарии, заключительная статья) на основе материалов семейного архива Модзалевских-Лансере и объединяет в одном издании практически все историко-архитектурные работы Н. Е. Лансере — как опубликованные прежде, так и еще не известные читателю (см. содержание).

 

Знакомство с Н. Е. Лансере как исследователем для многих читателей, интересующихся историей Петербурга, началось в 2006-м с первой публикации монографии «Винченцо Бренна», написанной им еще в 1935–1938 годах. Во вступительной статье этого издания рассказано о трагической судьбе автора, жертвы политических репрессий, посмертно реабилитированном «за отсутствием состава преступления».

Следующим шагом по возвращению его имени в историю русской архитектуры стала публикация — также первая — статьи, посвященной биографии архитектора Л. Н. Бенуа.

Из прочих исследований Н. Е. Лансере повторно была опубликована лишь статья в гатчинском томе журнала «Старые годы».

Работы Н. Е. Лансере, напечатанные в недоступных широкому читателю журналах столетней давности или в малотиражных изданиях Государственного Русского музея 1920-х годов, сегодня не всегда выдаются на руки даже в самых крупных библиотеках, и потому известны лишь узкому кругу специалистов, которые ссылаются на них крайне редко.

В то же время, собранные вместе в одном издании, они представляют своеобразную энциклопедию архитектуры Старого Петербурга: от Летнего дворца Петра I до построек К. Тона и Н. Бенуа, от 1710-х до 1860-х годов — таков исторический диапазон исследований. Для каждой темы автор разрабатывал свой методологический подход, свой круг источников, в каждой работе содержанию соответствовал литературный стиль, особая, доверительная авторская интонация — в этом отношении Н. Е. Лансере, с его европейской образованностью, поэтическим чутьем ко всему прекрасному, блистательной литературной одаренностью, — иcтинное дитя Серебряного века.

(В. А. Витязева, из заключительной статьи.)

 

Ценность издания не только в тщательном отборе текстов, внимательном отношении к ним, но и в том, что они публикуются в авторской редакции: учтены дополнения и комментарии Н. Е. Лансере к уже вышедшим статьям, восстановлены сокращения, обусловленные техническими соображениями или же цензурой. Изобразительный материал включил в себя только те иллюстрации, которые сопровождали прижизненные публикации, с одним исключением: к статье, посвященной отцу автора, скульптору Евгению Александровичу Лансере, подобраны несколько дополнительных иллюстраций.

Искусствоведческое чутье Н. Е. Лансере и его неравнодушие к родному городу, легкий авторский слог, а также качественная текстологическая работа, проведенная при подготовке издания, обширные составительские и редакторские комментарии делают книгу незаменимой для любителей истории и архитектуры Петербурга. Нет сомнения и в актуальности «Старого Петербурга»:

 

Казалось, что явившийся интерес к прошлому должен был бы оказать спасительное влияние в вопросах разрушения, должен был бы предотвращать гибель памятников старины, однако на самом деле ничего подобного нет.

По-прежнему так же неожиданно и быстро уничтожаются ампирные дома, не оставляя буквально никакого следа! Конечно, я отлично понимаю, что нельзя сохранять неудобные, не приспособленные к нашему современному жилью дряхлеющие дома только оттого, что они «ампирные» (если только они не представляют из себя художественного сокровища), но меня удивляет бесцеремонное и некультурное отношение людей, от которых, казалось бы, можно ожидать уже «просвещенных» или хотя бы «приличных» поступков.

(Н. Е. Лансере. Художественная роспись в трактире.)

09.01.2013

 

Версия для печати