На нашем сайте опубликована информация как о самóм издательстве «Коло», так и о наших авторах, проектах, примечательных событиях и, конечно, о книгах — опубликованных и тех, что еще только стоят в плане. Мы постарались представить возможно более полную информацию о наших изданиях. В нашей «Книжной лавке» Вы всегда можете заказать книгу, которую ищете.

Кроме того, здесь публикуются статьи, очерки, небольшие исследования по близким нашему профилю темам, аннотации и рецензии новых изданий. Присылайте и Ваши рецензии — как мы, так и наши читатели всегда заинтересованы в информации о новых (а также не совсем новых, незамеченных или позабытых) книгах по истории культуры, архитектуры, искусства, типографике.

Editor

В Петербурге много фантастических зданий

Профессор Хартмут Франк о петербургской архитектуре

 

Профессор Хартмут Франк

 

На лекции о Петере Беренсе

 

Сергей Никитин и Хартмут Франк

 

Хартмут Франк и Ричард Гашо: коллеги на Австрийской площади

В рамках Второй Петроградской академической велоночи в «Буквоеде» на Лиговском, 10, состоялась лекция немецкого теоретика и исследователя архитектуры, профессора Гамбургского университета д-ра Хартмута Франка, посвященная столетию постройки здания Германского посольства в Санкт-Петербурге.

Днем позже с г-ном Франком встретились Антон Вознесенский, директор издательства «Коло», и Ричард Гашо, искусствовед, историк архитектуры, соавтор книги «Николай Васильев: от модерна к модернизму». Д-р Франк охотно рассказал о себе, о первом посещении нашей страны и поделился впечатлениями об архитектуре Петербурга.

 

Впервые г-н Франк с группой студентов, изучавших советскую архитектуру конструктивизма, побывал в России еще в 1965 г. Особенно была интересна гостям, естественно, архитектура Москвы и Ленинграда. «Эта тема тогда была не очень популярна в Советском Союзе, — рассказывает Хартмут. — Мы приехали просто как группа туристов. Несмотря на это, мы были хорошо подготовлены: целый год до поездки собирали любую информацию, которая могла бы понадобиться при изучении конструктивизма в вашей стране — карты, планы, схемы… В городах было трудновато ориентироваться — не было точных адресов, многие названия поменялись. Но мы смогли расположить к себе нашего переводчика, «отца», как мы его звали, в прошлом тоже архитектора, — и тот снабдил нас информацией. У нас оказался подробнейший список всех интересующих нас построек. Не всегда просто было и сфотографировать тот или иной объект: милиция, сотрудники разных учреждений настороженно интересовались, зачем нам это надо. Для меня эта поездка стала открытием не только конструктивистской, но и сталинской, более академической русской архитектуры».

Сейчас, в июле, д-р Франк приехал в Россию во второй раз. Говорит, что поучаствовать в научной программе Велоночи — поговорить об одной-единственной петербургской постройке, здании бывшего Германского посольства, — его пригласил кандидат филологических наук, доцент Высшей школы экономики Сергей Никитин, руководитель проекта Москультпрог.

Здание посольства построил в 1911–1913 гг. видный немецкий архитектор Петер Беренс, однако вместе с ним над проектом работали молодые талантливые ученики, среди которых был и Мис ван дер Роэ — один из величайших зодчих ХХ века. Творчеством Беренса Хартмут Франк занимается уже три года. На вопрос Ричарда Гашо, бывал ли Беренс в Петербурге, видел ли место, на котором собирался строить здание, исследователь ответил отрицательно: нет, Беренс никогда не посещал наш город, окружение будущей постройки он знал только по фотографиям. Но как талантливо сумел он вписать массивное здание в ансамбль Исаакиевской площади!

Хартмут восхищается работой Беренса, в частности, тем, как тот связал два фасада, выходящие на площадь и на Большую Морскую улицу. Архитекторы почти всегда стараются акцентировать угол сооружения — например, башней. Напротив, острый угол здания решен Беренсом весьма просто, но характерно. Угловая часть главного фасада точно слегка выгнута, как представляется д-ру Франку — для большей выразительности при взгляде на здание со стороны площади.

Хартмут поясняет, что подобные, чисто графические приемы восходят к профессиональному прошлому архитектора. На протяжении многих лет Беренс был графиком, много работал с книгой, рисовал шрифты. Свою первую постройку он возвел только в 1901 г., за десять лет до посольства (когда строительство на Исаакиевской площади началось, ему было всего 42 года).

Помимо тактичного решения фасадов, в котором явно просматривается уважение к архитектурной среде постройки, диалог с окружением поддерживала и знаменитая колоссальная скульптурная группа Диоскуров. По мнению д-ра Франка, она убедительно перекликалась с куполом и скульптурным убранством Исаакиевского собора.

 

В беседе с директором издательства г-н Франк отметил, что ему кажется интересным сопоставление архитектурных памятников рубежа XIX–ХХ вв. в нашем городе с архитектурным наследием в таких странах, как Австрия, Германия и особенно Франция. «Я думаю, мы не сможем однозначно разделить влияния венской школы от влияний шведской или финской архитектуры национального романтизма, которые, тем не менее, очень разные», — сказал он.

Была затронута в беседе и тема национальной и интернациональной составляющих архитектуры. Антон Вознесенский поинтересовался у доктора Франка, как тот относится к утверждению, что петербургский модерн — лишь копия западных образцов. «Мне трудно интерпретировать постройки по принадлежности к той или иной культуре, — поясняет исследователь. — Я никогда не говорю: это — русская архитектура, немецкая или австрийская. Архитектура — интернациональное явление. Архитекторы всегда много путешествуют, изучают публикации в профессиональной прессе. Кстати, отсюда — частое копирование и заимствование: архитекторы увидели где-то чертеж, изменили пару деталей — и новое здание готово. В этом плане архитекторы XX в. были расчетливее и не спешили публиковать свои работы.

Возвращаясь к вашему вопросу, я скажу, что для меня нет русской или петербургской архитектуры как таковой. В Петербурге много фантастических зданий. Но видение архитектора зависит от многих вещей: от того, где он учился, где путешествовал, какие у него предпочтения и идеи. Я думаю, это неплохая идея — изучать архитектуру в местном контексте, хотя, конечно, мы не должны забывать о влияниях, пришедших из-за границы. Я не согласен с тем, что всё позаимствовано, потому что люди жили, учились, строили здесь. Воплощение, естественно, было местным, а вот сами идеи — интернациональными».

Поговорили во время беседы и об архитектурной книге.

А. В.: Как вы считаете, важно ли сейчас выпускать книги для людей, которые просто гуляют по улицам, любуясь окружающими зданиями? Какие, на ваш взгляд, цели у архитектурной книги в таком контексте?

Х. Ф.: Архитектура — очень «общественная» область искусства, потому очень важно формировать архитектурную среду. Сейчас девелоперы заботятся исключительно о деньгах, они не думают о зданиях, которые мы теряем. Мы должны с этим бороться. В этом смысле у вас как у издателя очень важная и ответственная миссия.

Р. Г.: Люди смотрят на архитектуру, но не понимают ее. Они не умеют ее «читать». Это на самом деле очень трудно.

Х. Ф.: Да, вы правы. Поэтому люди все время критикуют архитектуру: они с легкостью скажут, что им не нравится, но никогда — что они любят и почему. Газеты лишь поддерживают дурной вкус обывателей…

В Гамбурге каждые три года мы организуем «Архитектурное лето», в рамках которого проводим выставки, конференции, дискуссии… Кроме того, мы постарались разработать стратегию взаимодействия архитектурных организаций в Гамбурге, работали на разных уровнях. Архитекторы, иногда в сотрудничестве с университетами, организуют лекции по специальным профессиональным вопросам архитектуры — историческим, теоретическим, практическим. И это работает — медленно, но работает…

 

Фотографии Антона Вознесенского и Алана Воуба (архив Бюро Москультпрога — Velonotte International).

02.08.2012

 

Версия для печати